На необъятном рынке акустических и цифровых фортепиано и роялей присутствуют модели, отличающиеся между собой цветом, дизайном, габаритами, характером звучания. Различаются они также и тембром (в случае с акустическими фортепиано), а также техническими характеристиками, функциями (в случае с цифровыми). Но есть и еще один немаловажный фактор, на который при выборе музыкального инструмента можно просто не обратить внимания. Это механические свойства клавиатуры, а точнее – ее вес. Условно клавиатуры фортепиано можно разделить на «легкие» и «тяжёлые» для нажатия клавиш с бесконечно разными вариациями в этом смысле.

    Какую же клавиатуру выбрать? При выборе такого музыкального инструмента как фортепиано, необходимо руководствоваться задачами, которые это фортепиано будет выполнять. Понятно, что при приобретении данного музыкального инструмента как детали интерьера, механико-акустические особенности его клавиатуры вряд ли имеют какое-то значение вообще. Но, при покупке этого музыкального инструмента для игры и обучения, на данные свойства клавиатуры следует обратить особое внимание. 
      Легкая клавиатура:
- для обучения как хобби. «Лёгкая» клавиатура идеально подойдет для самых маленьких детей в возрасте 4-6 лет, которые только начинают привыкать к клавиатуре музыкального инструмента, независимо то того, будет ли ребенок в дальнейшем заниматься профессионально или в качестве хобби. Для взрослого человека, который хочет научиться играть на фортепиано, легкая клавиатура также подходит, но всё же, взрослому человеку будет более интересно заниматься на клавиатуре, имеющей средний вес. С одной стороны, это позволит извлекать из инструмента больше динамических и колористических нюансов, с другой стороны – не будет доставлять дискомфорта для неокрепшего игрового аппарата. 

- для профессионального обучения детей. Излишне облегченные клавиатуры для профессионального обучения детей в возрасте от 7 лет я бы не рекомендовал. Конечно, при занятиях с профессиональным педагогом, игровой аппарат ребенка будет формироваться правильно. Но, при систематических занятиях в учебном классе или дома на облегченной клавиатуре, у ребенка могут возникнуть трудности при выступлении в концертах или на конкурсах, если имеющийся на сцене инструмент окажется с довольно «тяжёлой» клавиатурой.   В этом случае у ребенка просто не хватит силы в пальцах для беглой и артикулированной игры, а времени привыкать к "тугой" клавиатуре может не оказаться. Излишне легкая клавиатура при этом также не будет в полной мере формировать у ученика тембровый колористический слух и соответствующие технические навыки.   
- для концертирующего пианиста-профессионала. Пианист-профессионал может выбрать инструмент с облегченной клавиатурой для игры в камерном ансамбле или при концертмейстерской работе, где не требуются значительный звуковой объем или требуется легкое прозрачное звучание. Для сольного выступления пианист-профессионал всё же выбирает клавиатуру с более «тяжёлыми" клавишами.
     Предлагаем просмотреть промо видео ролик, в котором профессиональный пианист – учащийся музыкального колледжа исполняет сонату Л. Бетховена на музыкальном инструменте с в меру облегченной, комфортной клавиатурой (цифровое фортепиано Pearl River V03):

                      

                        

"Тяжелая" клавиатура:
- для обучения как хобби. Возможно обучение детей и взрослых на утяжеленной клавиатуре, но особого смысла в этом нет. Если не ставится задача развивать игровой аппарат профессионально, привыкать к тяжёлой клавиатуре нет необходимости. Если занятия носят не системный, а эпизодический характер, тяжелая клавиатура может доставлять определенный дискомфорт для ребенка и может привести к развитию зажатости игрового аппарата и болезненным ощущениям в зажатом запястье. С другой стороны, несистемные занятия подразумевают значительный интервал между подходами к инструменту, поэтому игровой аппарта ребенка как бы не будет перегружен и будет иметь достаточно времени для "отдыха". При этом "тяжелая" клавиатура таки будет способствовать укреплению игрового аппарата и навыков артикуляции. Если на такой клавиатуре занимается взрослый человек-аматор, описанные выше негативные явления будут проявляться в значительно меньшей степени, поскольку пальцы у взрослого человека, естественно, имеют значительно большую силу и собственный вес. В данном случае, некоторые позитивные свойства утяжеленной механики (развитие силы удара и артикуляции, динамическое и тембровое разнообразие) всё же будут играть свою позитивную роль, а умение варьировать тембр и динамику звучания доставит значительное эстетическое удовольствие. Ребенок, начинающий музыкальные занятия в раннем возрасте (4 - 5) лет не обладает достаточной силой рук и пальцев, поэтому игра на излишне тяжелой клавиатуре может вызывать затруднения, особенно исли речь идет об игре гаммообразных элементов приемом legato. Оптимальным возрастом для рбенка, начинающего обучение игре на фортепиано с утяжеленной клавиатурой, можно считать возраст 7 - 8 лет.
- для профессионального обучения детей и взрослых. Утяжеленные свойства клавиатуры в данном случае будут иметь сугубо позитивные следствия при регулярных систематических занятиях. Это - систематическая тренировка, укрепление и развитие пальцев и всего игрового аппарата, возможность вырабатывать навыки варьирования динамических и колористических оттенков и нюансов. Развитие слуховых впечатлений и навыков при творческом поиске тембровой палитры в зависимости от характера произведения.
- для концертирующего пианиста-профессионала. Профессиональный пианист, при прочих равных, всегда выбирает инструмент с утяжеленной клавиатурой, как для репетиций, так и для выступления на сцене. Игра на «тяжёлой» клавиатуре в процессе ежедневных репетиций позволяет поддерживать пианистическую форму в плане скорости игры, артикуляции, силы при исполнении сложных пассажей, аккордов. При выступлении на сцене, «тяжёлая» клавиатура, как уже отмечалось, позволяет извлекать из инструмента значительно больше динамических и тембровых оттенков, красок. 

     Предлагаем просмотреть промо видео ролик, в котором профессиональный пианист – учащийся музыкального колледжа исполняет этюд Ф. Шопена на музыкальном инструменте с относительно «тяжёлой» клавиатурой (цифровое фортепиано Pearl River P60):

                     

      Всё вышесказанное в равной мере относится как к цифровым, так и к акустическим фортепиано.

Автор - Алексей Павлов*

       *Использованы материалы из работы автора "Музика кінематографу і театрально-видовищних дійств в учбовому репертуарі дитячих музичних шкіл (дитячих шкіл мистецтв) як засіб розвитку художнього, творчого та образного мислення дитини". Свидетельство про регистрацию авторского права на произведение №59918