Купить


1. Введение

Существуют различные стратегии совершения покупок. Можно просто пойти в магазин и усадить супругу за подходящий по виду и цене инструмент: “- Нравится?” А, как правило, так оно и есть. По крайней мере для людей, не избалованных консерваторским образованием. “- Тогда берем!” При всех очевидных плюсах этого способа, дальнейшее написано в первую очередь для любителей “помучиться” при выборе инструмента.

2. Муки выбора

Первый совет - никогда не выбирайте инструмент по техническим характеристикам! И по чужим отзывам тоже. На вкус и цвет, сами понимаете… Рассмотрение различных моделей и сбор в конференциях мнений о них - совершенно необходимо, но абсолютно недостаточно. Это только первый, подготовительный этап. Для начала определитесь, сколько вы можете потратить на покупку. К сожалению, приличное цифровое пианино - это недешевое удовольствие. Забегая вперед, скажу, часто оно может обойтись вдвое дороже запланированного.
Затем решите, какие из многочисленных “функций” вам действительно необходимы, поскольку очень часто в рамках одного ценового диапазона они вступают в непримиримый конфликт с качеством звучания. Ничего бесплатного в этой жизни не бывает, и потом, маркетологам тоже нужно оправдывать свое существование. К несчастью, практика привлечения покупателей броскими, практически бесполезными “характеристиками” на фоне деградации реального качества приобрела в последнее время характер стихийного бедствия. Никого уже не удивляет ситуация, когда следующая модель по ключевым показателям становится хуже предыдущей, обрастая при этом никому не нужными “наворотами”. Так что, покупатель, будь бдителен!

3. Цена и качество

Если с ценой все понятно, то качество, не говоря уже о соотношении цена/качество, вещи совершенно умозрительные. Кому-то недостает прозрачности в ламповых усилителях, а кто-то “тащится” от бумбокса. И здесь советовать просто нечего, без личного впечатления не обойтись. Особенно тяжело определиться с инструментом для начинающих. С одной стороны, покупать дорогой инструмент, когда еще непонятно, увлечет ли музицирование ребенка, не очень хочется. С другой стороны, чем лучше пианино, тем больше шансов, что именно увлечет. Критерий здесь только один, но он, к несчастью, не может быть выражен точно в общепринятых единицах - за инструмент должно быть просто приятно сесть. Но даже для целей начального обучения есть определенный порог, ниже которого опускаться уже не стоит. Это полноразмерная (88-keys, full size) клавиатура и полновзвешенная (full-weighted) молоточковая механика. Переучиваться часто бывает труднее, чем начинать “с нуля”.

Часто менее “раскрученные” компании предлагают как будто то же самое, но изрядно дешевле. На мой взгляд, брать продукцию малоизвестных (в данной области) производителей можно только тогда, когда есть возможность составить свое собственное, обоснованное мнение. В противном случае высокая вероятность возникновения каких-либо проблем перекрывает потенциальную выгоду.

И потом, покупая инструмент у “серых” импортеров. Как их найти? Да проще простого! Идете на официальные сайты крупных производителей и открываете разделы “Где купить”. Часто там присутствует информация, у кого они НЕ рекомендуют приобретать оборудование. Вам как раз сюда. За счет чего, собственно, дискаунт? Из-за сокращения издержек на гарантию, и, возможно, меньших аппетитов поставщиков. Если последнее можно только приветствовать, то первое - палка о двух концах, как повезет. Некоторых людей волнует вопрос - а не всучат ли мне в таком интернет-магазине подделку или некондицию? Насчет первого могу успокоить - науке факты подделки цифровых пианино пока неизвестны. Ну, а брак бывает везде, не отдавайте денег, пока не проверите аппарат. Играть ли в эти игры - каждый выбирает сам…

4. Цифра или аналог

Теперь нужно понять, какой инструмент вам нужен, цифровой или акустический?! О чем разговор, разумеется, хорошее и правильно настроенное настоящее пианино звучит лучше.Только весь вопрос в том и состоит, можете ли вы себе позволить иметь и содержать действительно хорошее пианино? И не только в материальном плане. Если у вас зимой рассыхается паркет, боюсь, в голосе акустического инструмента будет отчетливо сквозить недовольство.

Есть еще один аспект, где “цифра” дает исключительное преимущество - возможность регулировки громкости вплоть до полного отключения звука не оставляет традиционному инструменту ни одного шанса в условиях современных панельных домов. “Повторение - мать учения” - этот лозунг возведен в ранг абсолюта при обучении игре на пианино. Я не знаю точно, что такое “гаммы”, но абсолютно уверен - выносить их длительное время дано далеко не каждому. Даже если вам не жалко соседей, все равно полезно вспоминать иногда, что наша жизнь тоже не бесплатная. А на бедную нервную систему желающих и так предостаточно.

Цифровое пианино обладает, как правило, дополнительными возможностями, которые по определению отсутствуют на акустических инструментах. Прежде всего, это возможность записи-воспроизведения собственной игры. Даже если вас не волнует проблема увековечивания своего исполнения, возможность взглянуть на него со стороны чрезвычайно полезна для контроля за собственными огрехами. Конечно, можно возразить, что запись можно сделать и с помощью традиционной аудиотехники, однако практика показывает, что организационно-технические сложности этого процесса (не говоря уже о качестве результата) в подавляющем большинстве случаев исключают его из повседневной практики. Часто присутствуют также различные полезные мелочи вроде встроенного метронома, транспонирования и разделения клавиатуры на две зоны для игры различными инструментами или в четыре руки. Ну, и поиграть различными не-фортепианными тембрами типа органа или клавесина тоже часто бывает очень приятно.

Довольно часто многих волнует принципиальный вопрос - а можно ли вообще ребенку, который учится в детской музыкальной школе по классу фортепиано, заниматься дома на цифровом пианино? Ведь некоторые преподаватели отвечают на него категорическим “нет”. На мой взгляд, такая позиция чаще всего является следствием недостаточного знакомства с предметом неприятия. Сплошь и рядом бывает, что о цифровых пианино судят по дешевым синтезаторам, большинство из которых также имеет рояльные тембры. Заниматься на таких аппаратах (по крайней мере, предполагая играть на классическом пианино), действительно, очень вредно. И принципиальное отличие здесь - в клавиатуре: синтезаторная механика имеет совершенно другую конструкцию с абсолютно иными тактильными ощущениями. А вот инструменты, позиционируемые именно как фортепиано, снабжены тяжелой, “рояльной” клавиатурой, имитирующей молоточковый механизм акустического фортепиано. И заниматься на них вполне возможно. Более того, многие отмечают, что цифровое пианино более требовательно и на нем лучше слышны недочеты исполнения, так что в определенном смысле именно для обучения оно даже предпочтительнее.

Вместе с тем следует отметить, что цифровые пианино начального уровня плохо подходят для обучения. Бытует мнение, что на первых порах ребенку сойдет все, что угодно, а затем уже можно будет подумать о более качественном инструменте. На самом деле все обстоит с точностью до наоборот, и ситуация немного напоминает тот старый анекдот, когда пациентам психбольницы пообещали налить воду в бассейн только после того, как те научатся прыгать с вышки. Именно при начальном обучении игре на фортепиано, когда формируются основные навыки звукоизвлечения, качественная и как можно более аутентичная клавиатура важнее всего! Более опытный музыкант способен так или иначе приспособиться к любому инструменту. А вот у начинающего вполне могут выработаться неправильные мышечные рефлексы, преодолеть которые в дальнейшем будет очень непросто.

Можно предположить, что цифровое пианино среднего уровня вполне достаточно для обучения в детской музыкальной школе. Но если вы не можете себе позволить такого - не расстраивайтесь, для начала можно использовать и более дешевый инструмент. Вполне вероятно, что через какое-то время его возможностей будет уже не хватать, и придется думать о замене. Но ведь случается, что дети бросают занятия очень быстро. Если для вас средняя цена не является слишком большой жертвой - не сомневайтесь, покупайте сразу хорошее. Некоторые люди опасаются, что привыкнув к цифровому пианино, ребенок будет испытывать трудности при адаптации к обычному. Однако следует учесть, что акустические инструменты также бывают очень разными и зачастую отличаются между собой больше, чем в сравнении с цифровыми.

Достаточно распространено мнение, что цифровое пианино - это всего лишь имитация акустического инструмента, звучанию которой никогда не достичь уровня оригинала. И это, безусловно, чистая правда. Только вопрос - а какого оригинала? А такого, к которому обычных людей не подпустят и на пушечный выстрел. Не только как исполнителей, но даже как слушателей. Для цифрового клонирования выбирают не просто лучшие модели, а самые великолепные, эталонные экземпляры, которые хранятся в стерильных условиях и настраиваются исключительно выдающимися мастерами. Так что нам, обыкновенным людям, иметь имитацию элитного, идеально настроенного “Стейнвея” гораздо предпочтительнее, чем раздолбанную “Украину”.

Стоит также отметить, что разные модели цифровых пианино тоже довольно сильно различаются между собой как по тактильным ощущениям, так и по звуку. И конкретный экземпляр так же может обладать своим характером - настроек там обычно довольно много. Ну, не будет он глобально уникальным - разве это настолько принципиально? Что касается “настроения” инструмента, то здесь, на мой взгляд, “цифра” имеет преимущество, поскольку вы не только не должны подстраиваться под текущую температуру и влажность воздуха, но и сами можете при желании привести инструмент в соответствие именно вашему сегодняшнему настроению. Хотите более яркого звучания - пожалуйста, стоит только нажать кнопку “Brilliance”. Хотите, чтобы пианино отзывалось на малейшее прикосновение, или наоборот, желаете выплеснуть ярость после семейного скандала - нет ничего проще, достаточно выставить нужный уровень “Key Touch”.

Конечно, если у вас имеется хорошее акустическое фортепиано, знакомый настройщик, а ваши любимые музыканты тренируются где-то в другом месте и используют домашний инструмент исключительно для услады слуха, цифровое пианино - не для вас. Но, не все принадлежат к числу таких счастливчиков. Поэтому основной выбор - это “цифра”.

5. Подготовка

С чего же начать покупку? Само собой, с Интернета. Резюме на данном этапе: необходимо цифровое пианино с клавиатурой и звучанием, максимально приближенным к акустическому. В рамках бюджета, естественно. И какая же модель принесет искомое? Чтобы понять это, нам в очередной раз придется разъять бедный инструмент, как труп. Начнем сначала – корпус. Чего уж тут хитрить, корпус - он или есть, или его нет. Помимо чистой эстетики, подумайте, что где-то нужно разместить педали. Не здорово, если они будут “убегать” из-под ног. Выбираю напольный вариант – все-таки пианино должно быть пианиной. Кроме того, компактный агрегат тоже нужно куда-то поставить. Если это будет стационарная стойка, то за что боролись? По ширине компактные модели отличаются от напольных весьма незначительно. Если разница большая - есть повод задуматься, не заужены ли клавиши, ничего хорошего от такой “оптимизации” ждать не приходится. Ну, а если его придется каждый раз доставать с антресолей, что это за игра? Не стоит создавать себе психологический барьер лишний раз сесть за инструмент.

Теперь клавиши. Вопрос с количеством даже не обсуждается – их должно быть ровно 88, ни больше, ни меньше. Размер тоже имеет значение - только как на “акустике”. C реалистичностью все обстоит несколько сложнее. Конечно, клавиатура должна быть чувствительной к силе удара и как можно точнее имитировать молоточковый механизм настоящего фортепиано. В том числе, так называемую “градацию веса” (или “градиент жесткости”) - у реальных инструментов клавиши на нижних октавах немного тяжелее. Возникает законный вопрос - а зачем все это? Почему сейчас, в 21 веке, мы должны гоняться за мельчайшими особенностями поведения инструментов, разработанных неизвестно когда? Ответ заключается в самом названии класса - “цифровое пианино”. Вполне можно и не гоняться, но тогда это будет уже несколько иной инструмент - синтезатор. А мне нужно именно пианино, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. Ведущие производители имеют свои “фирменные” названия клавиатурной механики - GH3 у Yamaha, PHA II у Roland, RH3 у Korg. Как видите, во всех аббревиатурах присутствует ключевое слово “Hammer”. И это отнюдь не тот здоровенный автомобиль, который так любят зажиточные люди.

С синтезатором звука ситуация еще более запутанная. Форумы полны не всегда достоверной информации о том, сколько клавиш и в скольких слоях оцифровывает та или иная компания и какие акустические инструменты при этом использовались. А уж красивые названия фирменных звуковых процессоров мало чего дают неискушенному в технологических изысках потребителю. Плюс масса различных нюансов типа имитации струнного резонанса, реверберации корпуса и даже моделирования открытой крышки рояля. Впрочем, качественная картина, на мой взгляд, не так уж и сложна – чем “честнее” оцифровка, то есть чем больше используется памяти, тем лучше. А чем больше синтеза, тем, соответственно, хуже.

И еще важный элемент – это выходной звуковой тракт в виде усилителя и динамиков. Понятно, что, в разумных пределах, чем больший у усилителя запас по мощности, тем лучше. И чем больше частотных полос у акустической системы, тем, соответственно, тоже. В принципе, можете сравнить эти характеристики цифрового пианино с соответствующими параметрами музыкальных Hi-Fi компонент. На большинстве моделей начального уровня устанавливают 6-8-ваттный усилитель. Честно говоря, это несколько слабовато.
Потерпите еще немного, осталось самая малость – входы/выходы, различные “функции” типа метронома и рекордера, а также всевозможные опции и настройки: их очень много, но всем этим впечатляющим арсеналом большинство обычных людей пользуется достаточно редко. Если фортепиано будет применяться как MIDI-клавиатура, выход USB-MIDI будет отнюдь не лишним, если планируется подключение к внешней акустике - желательно наличие линейного выхода.

Наверное, ни одна техническая характеристика не вызывает столько дебатов, как размер полифонии. От него напрямую зависит, сколько звуков одновременно может воспроизвести цифровое пианино. В большинстве современных моделей максимальная полифония составляет 128 голосов и более, и этого, по мнению абсолютного большинства, вполне достаточно. Однако ряд имеющихся сейчас в продаже инструментов имеет меньший размер полифонии, чаще всего - около 64. Достаточно многие считают, что в этом случае при исполнении технически сложных вещей с интенсивным использованием педали вполне вероятно “проглатывание” некоторых звуков.

Еще один широко обсуждаемый технический аспект - количество уровней семплирования. Технология динамического семплирования создана для достижения большей реалистичности звучания за счет отдельной оцифровки сильных и слабых ударов клавиш. Количество таких слоев варьируется от 3-5 в цифровых пианино до 10-12 в гигабайтных виртуальных инструментах. Но, как и многое в этой жизни, динамическое семплирование имеет оборотную сторону - некоторые начинают “слышать” переходы между слоями. Чего здесь больше - реальной подоплеки или самовнушения, сказать достаточно сложно.

6. Вперед, в магазин!

На рынке имеется столько изделий, что перепробовать их все не представляется возможным. Кроме того, вы вполне можете не найти в магазинах все интересующие вас модели.
1. Клавиатура. Многие компании четко классифицируют механику своих изделий, что существенно упрощает нашу с вами задачу. Даже если не удается найти нужную модель, составить впечатление о тактильных ощущениях можно по другой, имеющей такую же клавиатуру. Остается только учесть некоторые нюансы типа отбоя и материала покрытия клавиш.

2. Звуковой модуль, который объединяет генератор звука и предварительный усилитель. То есть это ровно то, что подается на линейный выход аппарата, с которого все уважающие себя люди и делают демонстрационные аудио-записи. И практически это же вы услышите в наушниках. Если производитель выкладывает в качестве демонстраций нескольких моделей один и тот же файл, то и через наушники вы почти наверняка услышите одно и то же.

3. Акустическое оформление, включающее в себя усилитель мощности и динамики. Этот аспект оценить в магазине, пожалуй, сложнее всего. Много отвлекающих факторов, шум, иная акустика помещения. Многократно замечено, что дома пианино звучит совершенно по-другому, чем в магазине. И если вы не услышали там разницы, это вовсе не означает, что ее нет. В принципе, вы можете довериться профессионализму производителей, которые обычно стараются, чтобы старшие модели звучали богаче.

В заключение хочется дать несколько советов по процедуре выбора пианино в музыкальных салонах тем, кто занимается этим впервые. Самое главное - забудьте на время обо всех технических характеристиках, про все эти слои семплирования, сенсоры и каналы полифонии. Оставьте “голову” дома, с собой возьмите только “уши”. Обратите внимание на собственные паразитные звуки инструмента - шум усилителя (на середине и максимуме громкости, в наушниках и без), а также высокочастотный писк и низкочастотное гудение дросселей и трансформаторов. Выключите звук и послушайте, как стучат клавиши: разные производители и модели отличаются в этом смысле достаточно существенно. Потрогайте клавиши - насколько они вибрируют при ударах и “люфтят” в горизонтальной плоскости. Проверьте, можно ли репетировать ноту без полного отпускания клавиши. При выборе конкретного экземпляра невредно пройтись по всей клавиатуре - нет ли “западаний” и явно выбивающихся из общего ряда звуков. Про черные клавиши тоже не забудьте.

Послушайте, насколько долго звучат различные ноты, особенно при нажатой правой педали, насколько равномерно они затухают и нет ли в этом звучании неприятных призвуков. Оцените звучание при собственной игре (если, конечно, умеете), а также “со стороны” (даже если умеете) - к вашим услугам консультанты, а также встроенные демонстрационные пьесы. Если незамысловатая мелодия берет за душу - значит, пианино хорошее; если не берет “Лунная соната” Бетховена - стало быть, не очень. Попробуйте немного повозиться с настройками - заводские рассчитаны на среднестатистического пользователя, у вас вполне могут быть иные предпочтения. Прежде всего это касается выбора рояльного тембра, обычно также можно настроить яркость звучания, реверберацию и чувствительность клавиш. Копните немного глубже - посмотрите, насколько сильно громкость самого слабого удара отличается от самого сильного, сколько градаций громкости вам удается извлечь, насколько плавно меняется при этом тембр звучания.

Если вы хорошо играете, обратите внимание на следующий момент. На самом деле сделать приличную клавиатуру и приятное звучание довольно просто. Соглашусь, что добиться, чтобы было еще и дешево - очень непросто, но сейчас не об этом. Главная трудность при создании цифровой имитации фортепиано - добиться точного соответствия звука движениям клавиш. Чтобы не получилось, что играете вы одно, а инструмент выдает несколько другое. Звук, может быть, и красивый, но не совсем такой, как бы вы этого хотели, сидя за акустическим инструментом. Так вот, разные производители и различные модели отличаются в этом смысле достаточно существенно. Безусловно, речь идет о нюансах и далеко не все способны это почувствовать. Но у некоторых музыкантов отдельные модели вызывают отторжение именно в силу указанных несоответствий. Постарайтесь найти конкурирующие в вашем понимании модели в одном месте - очно сравнивать гораздо проще.

Классификация цифровых пианино

Многие люди считают, что если они не умеют играть, то и не смогут сделать правильный выбор.На мой взгляд, чаще всего это не так. Большинство инструментов оснащено средствами, позволяющими запустить демонстрационные пьесы - либо встроенные, либо загруженные с вашей флешки. В крайнем случае вы всегда можете попросить продавца сбацать что-нибудь “ритмически-зажигательное”.

 

Современный рынок цифровых пианино очень плотен и вы получаете ровно то, за что заплатили, чудес не бывает. Но необходимо учитывать, что одними и теми же деньгами вы платите за корпус, звук, механику и “навороты”. С другой стороны, бытует мнение, что многие дорогие модели отличаются от более дешевых только “наворотами”. Типа того: мне нужен инструмент с лучшим звуком и клавишами, и я не хочу платить за опции, которыми не буду пользоваться. К сожалению, такого сейчас не бывает. Отделы маркетинга компаний не допустят, чтобы на младших моделях были такие же клавиатура и звук, как и на старших. Иначе - кто же будет брать последние? Дорогие модели отличаются от дешевых прежде всего звучанием и механикой, дополнительные возможности - это своего рода бонус.

Безусловно, изложенное выше нельзя воспринимать совсем уж буквально. Зачастую, например, соседние в ряду модели имеют одинаковую клавиатуру либо практически одинаковую (с точностью до материала покрытия). Но в целом такая тенденция имеет место быть. В общем, покупайте самое дорогое из того, что можете или готовы себе позволить (а может, даже чуть-чуть дороже), думаю, не ошибетесь.

Конструктивно можно выделить несколько типов цифровых фортепиано:

Цифровые фортепиано компакт-класса – это инструменты сравнительно небольшого веса и размера по глубине, что делает их незаменимыми в небольших помещениях. В свою очередь цифровые фортепиано компакт-класса могут быть как корпусными (полностью выполненными в корпусе под дерево, с закрывающейся крышкой клавиатуры), так и более упрощёнными (без крышки клавиатуры, в пластиковом корпусе «синтезаторного» типа с возможность использования без стойки).

Полноразмерные корпусные цифровые фортепиано – это музыкальные инструменты уже достаточно больших размеров, но всё же, их вес гораздо меньше обычного акустического пианино, что является ещё одним доводом в пользу приобретения именно цифрового инструмента. Все детали корпуса полноразмерных цифровых фортепиано крупнее и массивнее деталей корпуса инструментов компакт-класса, за счёт чего полноразмерные инструменты выглядят гораздо солиднее и более похожи на своих акустических собратьев.

Сценические цифровые фортепиано – это класс музыкальных инструментов, предназначенных, в основном, для профессионального применения на сцене или в студии. Данные инструменты внешне выглядят как синтезаторы с полной фортепианной клавиатурой, так как в силу своего назначения, для удобства использования и транспортировки, выполнены в компактном корпусе без стойки и блока педалей. Стойка и педали для сценических пианино являются опциями и используются по необходимости. Так как сценические пианино – в своём большинстве инструменты профессионального уровня, то они имеют расширенные возможности по обработке и редактированию звука. Функционально все цифровые пианино можно разделить на две группы. Это цифровые пианино без автоаккомпанемента и цифровые пианино с автоаккомпанементом.

Цифровые пианино без автоаккомпанемента – это инструменты, имеющие некоторый небольшой набор тембров (звуков различных инструментов), в числе которых, как правило, варианты тембров рояля, электронного пианино, клавесина, электронного и классического органа, струнных инструментов и пр. Плюс к этому, обычно, имеется несколько вариантов пространственной обработки звука (имитация звучания инструмента в различных помещениях: комнаты, концертные залы и пр.), секвенсор (функция записи собственного исполнения) и набор стандартных функций: наложение звуков, разделение клавиатуры, метроном, транспозиция, подстройка и другое. То есть, данные цифровые пианино не содержат ничего лишнего, только функции и инструменты для комфортных и плодотворных занятий на фортепиано.

Цифровые инструменты с автоаккомпанементом – это музыкальные инструменты, в которых ко всему прочему добавляется автоаккомпанемент и, как следствие, набор функций связанный с ним. Автоаккомпанемент – это функция, которая позволяет играть композиции, как бы в сопровождении целого музыкального коллектива (ансамбля или оркестра). Такие инструменты содержат определённый набор стилей автоаккомпанемента, используя которые, можно исполнить композицию в любом музыкальном стиле. Партия автоаккомпанемента обычно содержит партию ударных инструментов, партию баса и ещё несколько партий других инструментов. Цифровые пианино с автоаккомпанементом обычно имеют более мощный секвенсор (функция записи), который уже можно использовать не только для записи и прослушивания собственного исполнения, с целью самоконтроля и работы над ошибками, но и для создания собственных многодорожечных аранжировок. Инструменты с автоаккомпанементом содержат расширенный набор тембров.

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ЦИФРОВЫХ ФОРТЕПИАНО И РОЯЛЕЙ ROLAND

1. Фортепиано Roland начального уровня:
RP-301SB, RP-301RW, RP-301RWH, RP-301RSB, RP-301RRW, RP-301RWH, F-120SB, F-120WH
2. Фортепиано Roland среднего уровня: 
HP-302RW, HP302SB, HP-305PE, HP305RW, HP305SB, HP-307PE, HP-307RW, HP-307SB, HP-503RW, HP-503SB, HP-505PE, HP-505RW, HP-505SB, FP-4FBK, FP-4FWH, FP-7FBK, FP-7FWH, DP-90MC, DP-90SB, DP-990FBK, DP-990FMC, DP-990FSB, DP-990MC, DP-990SB, RD-300NX
3. Фортепиано Roland высокого уровня:
HPi-6FRWA, HPi-6FSBA, HPi-6SERW, HPi-7FRWA, HPi-7FSBA, DP-90SPE, DP-90SPW, DP-990RFPE, DP-990RPE, LX-10FBK, LX-15, LX-15PW, RD-700NX, V-Piano
4. Цифровые рояли Roland:
RG-1FSB, RG-3PE, RG-3FPE, RG-3MPE, RG-7, RG-7PM, RG-7RPE, GP-7PE, KR-115RPE, KR-115MRPE, KR-117MPE, KR-117MRPE

Мировой производитель цифровых фортепиано – Roland (Япония) 
Roland официальный украинский сайт - http://www.rolandmusic.com.ua
Официальные сайты - www.roland.com, www.rolandus.com
Официальный представитель Roland в Украине: “Юритмикс”. Любой инструмент можно посмотреть и послушать в демонстрационном зале г. Киев: http://tic-tac.kiev.ua/contact.htmlа также в магазинах-салонах региональных представителей компании «Юритмикс»: http://eurhythmics.com.ua/uk/dealers