Учимся играть на фортепиано

Как сохранить интерес ребенка к музицированию

Ваш ребенок учится игре на фортепиано в музыкальной школе, однако занимается без интереса? В чем же вопрос? С наибольшей вероятностью такое положение вещей обусловлено отсутствием мотивации в систематических занятиях на музыкальном инструменте, без которых научиться играть на фортепиано невозможно. Почему же ребенку не интересно заниматься игрой на этом прекрасном музыкальном инструменте?

На наш взгляд основных причин две:

  1. Отсутствие мотивации обусловлено ​​систематическим использованием педагогом неинтересного современному ребенку педагогического репертуара;
  2. Отсутствие эстетического удовольствия при постоянной игре на музыкальном инструменте невысокого качества, например, на старом акустическом пианино, механика и клавиатура которого изношена и разболтана, тембр звучания не блещет красками, а музыкальный строй вообще не поддается настройке.

     Рассмотрим отдельно каждый аспект.

Репертуар

Учимся играть на фортепиано - фото 2

Что касается репертуара, то современному ребенку оказываются не интересными музыкальные произведения, которые систематически использовались и продолжают использоваться педагогами музыкальных школ и школ искусств. Речь идет о сборниках педагогического репертуара советского издательства второй половины ХХ века. Пьесы, представленные в них, по своей образно-сюжетной основе не соответствуют образному миру современного ребенка ни в коей мере. С другой стороны, современные сборники пьес педагогического репертуара, написаные современными авторами, настолько сложны и абстрактны по образному содержанию, что складывается впечатление, что авторы таких пьес вообще не разбираются в детской и подростковой психологии и образном мире ребенка.

На наш взгляд, выходом из данной ситуации может быть систематическое включение в педагогический репертуар ученика-пианиста фортепианных транскрипций песен и мелодий из современных мультфильмов и художественных фильмов, рассчитанных на детскую и подростковую аудиторию. При этом отметим, что речь ни в коем случае не идет о вытеснении из педагогического репертуара произведений таких жанров как полифония, крупная форма, этюд. Речь идет о музыкальных произведения, которые в фортепианной педагогике принято называть «пьесами». Такие произведения и включаются в педагогический репертуар музыкальных школ как раз с целью развития художественного, творческого и образного мышления ребенка.

Отметим, что подавляющее большинство педагогов музыкальных школ и школ искусств выступают категорически против любого обновления педагогического репертуара вообще. Они считают, что такие пьесы (фортепианные обработки и транскрипции мелодий и песен из мультфильмов и художественных фильмов) не выполняют педагогическую функцию и не формируют у ученика те умения и навыки, которые должны формировать пьесы традиционного педагогического репертуара. Однако, на наш взгляд, такое мнение является глубоко ошибочным. Для формирования профессиональных умений и навыков, учащиеся фортепианного отдела как раз и изучают упражнения, гаммы, этюды, полифонические пьесы, произведения крупной формы. Еще раз подчеркнем, что изучение музыкальных произведений жанра «пьеса» ставит целью не формирование профессионального игрового аппарата ребенка и соответствующих умений и навыков, а развитие образного и сюжетного мышления.

Результатом такого консервативного подхода педагога к подбору педагогического репертуара становится постепенная потеря ребенком интереса к занятиям музыкой. Отметим, что систематическое обучение игре на фортепиано, для достижения удовлетворительного результата, требует от ученика длительной сосредоточенности и самоотдачи, а это невозможно без мотивации, без желания заниматься на результат.

Музыкальный инструмент

Мир не стоит на месте, научно-технический прогресс постоянно меняет наше представление об окружающем мире, музыкальное искусство входит в другие измерения познания и восприятия. Развитие классических вековых традиций в производстве такого музыкального инструмента как рояль и пианино пошло по пути ассимиляции с электронным цифровым миром. В результате такой ассимиляции появился новый и очень привлекательный по своим свойствам и возможностями музыкальный инструмент - цифровое фортепиано.

Учимся играть на фортепиано - фото 2

Мы уже неоднократно отмечали, какие преимущества предоставляет современное цифровое фортепиано. Напомним лишь некоторые из них:

  1. Насыщенный тембр концертного рояля у вас дома - прекрасный звук, разнообразие тембровых красок, возможность для ребенка учиться варьировать тембровые краски при исполнении музыкальных произведений. Отсюда - тренировка навыков построения образности, настроения, колорита, сюжетности в музыке;
  2. Возможность для ребенка играть не только тембром рояля, а и другими интересными тембрами: электрическое пианино, церковный и джазовый орган, орган Хамонда, клавесин, струнный оркестр. Например, некоторые обработки песен и музыкальных произведений из мультфильмов и художественных фильмов приобретают новые краски при исполнении их определенным тембром. С другой стороны, классические произведения И. С. Баха, исполненные тембром церковного органа или клавесина, позволяют ребенку почувствовать истинное звучание таких произведений, написанных именно для этих музыкальных инструментов, а не адаптированных под исполнение на современном фортепиано. Цифровое фортепиано предоставляет ученику и такую ​​интересную возможность, как исполнение произведения в сопровождении оркестра. Такая функция организована на высочайшем уровне в новых моделях цифровых фортепиано Roland HP702, Roland HP704.

Возможности цифрового мира

Современное цифровое фортепиано предоставляет вам и вашему ребенку широкие возможности настройки тембра звучания и некоторых характерных особенностей исполнения на акустическом пианино или рояле. Например, для тембра рояля могут быть доступны такие настройки, как резонанс струн, резонансы демпферной системы, степень чувствительности клавиатуры к прикосновению.

Учимся играть на фортепиано - фото 3

При этом, все эти функции доступны для управления как с панели цифрового фортепиано, так и с помощью планшета или смартфона через фирменные приложения и софт.

Трудно переоценить, какую сильную мотивацию получает ученик при использовании в процессе обучения современных цифровых технологий и гаджетов! Так, например, фирма-производитель акустических и цифровых фортепиано и роялей KAWAI предлагает широкий спектр собственного программного обеспечения для управления функциями и настройками звучания и клавиатуры собственных цифровых фортепиано: https://www.kawai-global.com/product/c/applications/ . Один из лидеров среди фирм-производителей цифровых фортепиано высокого качества - Roland, предлагает широкий спектр программных продуктов для собственных цифровых фортепиано: https://www.roland.com/global/categories/pianos/apps/. С помощью фирменного софта и планшета или смартфона вы или ваш ребенок сможете почувствовать себя настоящим «творцом» музыкального мира, «властелином» мира звуков.

Учимся играть на фортепиано - фото 4

Возможности дизайна

Некоторые фирмы, при использовании в цифровом фортепиано новейших технологий звуковоспроизведения и современной взвешенной клавиатуры молоточкового типа, делают акцент на стильном дизайне, компактности музыкального инструмента. В этом плане ощутимых успехов достигла известная фирма-производитель акустических и цифровых пианино и роялей Pearl River.

Учимся играть на фортепиано - фото 5

Итак, подводя итоги, еще раз подчеркнем, залогом успеха в обучении игре на фортепиано есть мотивация ребенка, которая, в свою очередь, формируется из интересного современного репертуара в сочетании с любовью к музыкальному инструменту, возможностью окунуться в увлекательный мир современных возможностей цифрового дизайна и музыкальных технологий.

Автор - Алексей Павлов