Вообще, понятие «полифония» изначально относилось к миру академического музыкального искусства. Полифония, буквально – многоголосие относится к жанру музыкальных произведений, музыкальная структура которых состоит не из мелодии и аккомпанемента, а формируется путем взаимодействия и переплетения нескольких мелодий, которые и образовывают собою всю музыкальную «ткань». Наивысшего расцвета полифонический стиль в музыке получил в творчестве И. С. Баха. Приведем простой пример на фрагменте одного из произведений этого композитора. Хоральная прелюдия фа-минор ( «Ich ruf ’ zu dir, Herr» – «Я взываю к тебе, Господи») – одно из известных произведений Баха. Послушаем это замечательное произведение в фортепианной транскрипции Ф. Бузони в исполнении Валентины Лисицы.

                                  

     Музыкальная ткань этого произведения состоит из трех мелодических линий, каждая их которых с одной стороны является самостоятельной, но при этом и несет в себе  определенный символический и образный смысл в общей полифонической структуре музыкального произведения:


     Верхний голос – собственно мелодия хорала, спокойного созерцательного характера: 


     Средний голос, на первый взгляд, представляет собой простую фактурную фигурацию, однако – это есть самостоятельная мелодия, наполненная особой выразительностью и символическим смыслом: 

 
     Нижний голос в низком регистре не только создает необходимую гармоническую опору, но и развивается как самостоятельная мелодическая линия: 

 
    Переплетаясь между собой, эти три мелодические линии и образуют всю музыкальную «ткань» произведения. Это произведение в оригиноальном виде (написано для органа) мастерски использовал Андрей Тарковский в своем фильме "Солярис".

      Надо сказать, что элементы полифонии присутствуют в том или ином виде практически  в любой музыке, в том числе и в современной, эстрадной, джазовой, рок-музыке и так далее.

Цифровая полифония


    Понятие полифонии в мире цифровых клавишных инструментов имеет следующее значение: это количество звуков, которые тон-генератор цифрового фортепиано (или также синтезатора, к примеру) может сформировать и воспроизвести одновременно. Именно одновременно! Рассмотрим понятие полифонии на примере цифрового фортепиано. Например, надо воспроизвести одну ноту на цифровом пианино. Вы нажимаете одну клавишу. Воспроизводится: 1 - Основной тон - это один звук полифонии, но… Звучание одной ноты фортепиано - это не только основной тон, а и целый шлейф обертонов - гармоник, которые придают ему характерную окраску, делают узнаваемым тембр конкретного концертного рояля марки Steinway&Sons или KAWAI, например. Если цифровое фортепиано, к примеру, формирует шлейф гармоник до восьмого обертона - это еще +8 звуков полифонии. То есть, на воспроизведение одной ноты на клавиатуре тон-генератор расходует одновременно 9 звуков полифонии. Нажимаете аккорд из трех звуков - 27. Если одновременно звучит много звуков и на их полноценное формирование требуется большее число полифонии, чем может сформировать тон-генератор, то тогда, тон-генератор начинает "экономить" полифонию за счет урезания обертонов, то есть звуки вы конечно будете слышать все, но с укороченным обертоновым шлейфом, например, только до третей гармоники. Естественно, тембр от этого станет более простым и невыразительным. Поэтому, чем большее число полифонии - тем лучше: при одновременном звучании большого количества звуков, например сложные аккорды, да еще и с использованием педали (а это вызывает необходимость в формировании целых шлейфов дополнительных обертонов),  звук будет оставаться таким же выразительным, богатым на обертоны. 
     Однако, само число полифонии ничего не значит, если не учитывать технологию формирования звука тон-генератором. Если тон-генератор использует моделирование, то есть, грубо говоря, синтезирует звук - это одно, тогда он работает так, как было описано выше. Но, если тон-генератор для формирования звука использует сэмплирование - это совсем другое. Сэмпл - это фрагмент звучания настоящего живого рояля, записанный микрофонами. Вы нажимаете ноту на цифровом фортепиано и тон-генератор просто воспроизводит записанный фрагмент, в его составе уже есть полный спектр обертонов, т.е. тон-генератор использует всего одну единицу полифонии. Поэтому, если в цифровом фортепиано используется «чистое» сэмплирование - число полифонии может быть и не столь большим, при моделировании - чем больше, тем лучше. Для полноценного звучания цифрового фортепиано, тон-генератор которого для формирования звука фортепиано использует «чистое» сэмплирование, значение параметра полифонии в 128 нот будет вполне достаточным. Стоит заметить, что сэмплирование в чистом виде при формировании тембра фортепиано используется крайне редко. В основном ведущие производители цифровых фортепиано, такие как KAWAI, Roland, Dexibell, Pearl River, используют гибридные технологии формирования, использующие одновременно и записанные сэмплы и дополнительное моделирование конечного тембра. При моделировании учитывается скорость и сила нажатия на клавишу, разница времени прихода сигналов между первым, вторым и третьим сенсорами, а также разница во времени прихода сигналов между первым и третьим сенсорами, вотрым и третьим сенсорами. На основе анализа всего комплекса этой информации, тон-генератор цифрового фортепиано формирует звук, приближенный по комплексу механико-акустических параметров к звуку акустического рояля или пианино при эквивалентных механико-акустических параметрах нажатия клавиши. Модели цифровых фортепиано названных фирм имеют в своем арсенале также и дополнительные настройки, имитирующие призвуки механических элементов акустического рояля или пианино, такие как резонанс струн, резонанс демпферной системы, звук отпускания клавиши и другие. Любая из этих дополнительных обработок также требует использования дополнительных осцилляторов (генераторов) звука, то есть расходуется большее число возможностей полифонии.
      Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что чем большее число полифонии заявлено в цифровом фортепиано, тем лучше. Так, например, все цифровые фортепиано бренда Kawai, используют «чистое» семплирование, но позволяют обогащать звучание за счет дополнительного моделирования (струнный, демпферный резонансы, шум поднятия и опускания демпферной системы и клавиш). Таким образом,  максимально приближают звучание цифрового фортепиано к естественному звучанию акустического инструмента. При этом, цифровые фортепиано этого бренда имеют, как правило, число полифонии равное 256. Фирма Roland, использующая по большей части моделирование, основанное на анализе сэмплов, практически во всей линейке своих цифровых фортепиано заявляет число полифонии равное 256, а в ТОПовых продуктах -  как «не лимитированное» с 320 осцилляторами. Также и итальянская фирма Dexibell в своих эксклюзивных моделях цифровых фортепиано серии VIVO заявляет о «неограниченной» полифонии при формировании звука акустического рояля.

Автор - Алексей Павлов*

   *Использованиы материалы из работы автора «Поліфонічна символіка музики Й. С. Баха в контексті трансформації світосприйняття та еволюційних процесів мистецької думки упродовж другої половини ХІХ – першої половини ХХ століття». Свидетельство про регистрацию авторского права на произведение №59652