Среди преподавателей и музыкантов профессионалов бытует мнение о непригодности цифрового фортепиано для обучения или серьезного музицирования. Данное утверждение базируется на том, что люди часто не понимают, что же это за продукт – цифровое фортепиано. В сознании сразу же возникает ассоциация с синтезатором с пластиковыми клавишами на пружинках и невыразительным синтетическим звучанием, отдаленно напоминающим звучание акустического пианино или рояля. Между тем, такой продукт ка цифровое фортепиано задумывался именно как современная альтернатива классическому инструменту. В цифровом фортепиано акцент поставлен не на обилие синтетических звуков, эффектов, встроенных аккомпанементов, стилей, готовых партиях ударных и т. д., а на качество клавиатуры и тембр акустического рояля или пианино. 

Клавиатура цифрового фортепиано представляет собой сложную систему механизмов, имитирующих поведение и реакцию механики традиционного фортепиано.

Выбираем пианино - клавиатура
Рис.1 Клавиатура современного цифрового фортепиано Kawai премиум класса

В частности, каждая из 88 клавиш имеет собственный рычаг с противовесом, масса которого индивидуальна для каждой клавиши и соответствует массе молоточка а акустическом рояле. В нижнем регистре, где в акустическом фортепиано используются более массивные молоточки, масса противовеса в механизме цифрового фортепиано максимальная. По мере движения к верхнему регистру масса противовеса каждой клавиши постепенно уменьшается. Механизм современного цифрового фортепиано содержит и элемент, имитирующий функцию двойной репетиции в механизме акустического пианино или рояля. То есть, возможность повторного звукоизвлечения при неполном обратном отпускании клавиши. Заметим, что далеко не каждое акустическое пианино обладает такой функцией. Серьезные изготовители цифровых фортепиано уделяют особое внимание и материалу, из которого изготовлена клавиша: всё чаще производители используют цельный кусок древесины, аналогичный по форме и размерам клавиши акустического инструмента, а также уделяют внимание покрытию белых и черных клавиш. Лучшие модели цифровых фортепиано имеют поверхность клавиш, которая имитирует свойства слоновой кости. В IX – первой половине ХХ века производители акустических пианино и роялей использовали натуральную слоновую кость для изготовления рабочей поверхности клавиш, потому как этот материал обеспечивает отсутствие скольжения пальцев пианиста при игре и впитывает влагу пальцев. В настоящее время производители акустических роялей и пианино используют синтетические материалы для изготовления рабочей поверхности клавиш, которые имитируют названные свойства слоновой кости. В свою очередь, производители цифровых фортепиано, в особенности те, кто имеет обширный опыт в производстве акустических роялей и пианино, стали использовать синтетические материалы, имитирующие свойства слоновой кости в своих лучших моделях цифровых инструментов. В настоящее время покрытие клавиш под искусственную слоновую кость можно встретить уже и в доступных по цене моделях цифровых фортепиано, таких как, например, Roland FP10, Roland FP30, KAWAI CN29 и других.

Большое внимание уделяют разработчики конструкции системы датчиков, по сигналам с которых звуковой процессор цифрового фортепиано определяет скорость и силу нажатия на клавишу. От того, насколько чувствительно данное устройство, зависит богатство тембра и динамической нюансировки звучания цифрового инструмента. На современном этапе развития цифровых фортепиано, система сенсоров достигла такого совершенства, что по богатству отклика клавиатуры на намерения исполнителя, клавиатура цифрового фортепиано не уступает, а в некоторых аспектах даже превосходит таковую на акустических пианино и роялях и ограничивается только лишь мастерством исполнителя. Так, например, такие фирмы производители цифровых фортепиано как Roland и Kawai используют трехсенсорное устройство даже в моделях начального уровня. При этом фирма Kawai пошла еще дальше и в эксклюзивных продуктах цифровых фортепиано, таких как Kawai NOVUS NV5 и Kawai NOVUS NV10 использует систему с оптическими датчиками, т .е. звуковой процессор цифрового фортепиано определяет скорость и силу нажатия на клавишу по скорости, яркости и коэффициенту преломления лазерного луча! 

 

Выбираем цифровое пианино - оптические сенсоры

Рис.2 Система оптических сенсоров в эксклюзивном цифровом фортепиано KAWAI NOVUS NV5, NOVUS NV10

Теперь о звучании. В отличие от синтезаторов, где звуки искусственно генерируются и синтезируются звуковым процессором (и именно поэтому имеют не всегда приятную на слух окраску и воспринимаются как ненатуральные), звуки цифрового фортепиано получают путем звукозаписи микрофонами в специально подготовленном с точки зрения акустики помещении каждой ноты акустического рояля. Этот процесс называется семплированием. Профессионал пианист исполняет одну и ту же ноту на специально настроенном и отрегулированном рояле высокого класса много раз с постепенно возрастающей громкостью (многоуровневое семплирование). И этот процесс звукозаписи повторяется для каждой из 88 нот рояля. Затем эти звуковые фрагменты (семплы) заносятся в память звукового процессора цифрового фортепиано. При игре на цифровом фортепиано, звуковой процессор по данным сенсорной системы определяет силу и скорость нажатия на клавишу и выбирает из памяти необходимый семпл или комбинацию семплов. Таким образом, играя на цифровом фортепиано, вы слышите натуральное звучание акустического рояля высокого класса. Для создания семплов разработчики цифровых фортепиано используют лучшие рояли мировых производителей. Так например, фирма Roland использует в свои цифровых инструментах семплы, записанные с практически лучшего и по сей день непревзойденного по качеству звучания рояля Steinway&Sons, фирма KAWAI использует семплы, записанные с собственного великолепного флагманского рояля Shigeru Kawai SK-EX, который считается лучшим роялям по богатству и обертоновой насыщенности тембра. Таким образом, вы получаете тембр превосходных роялей у себя дома, который радует слух и позволяет ощутить себя пианистом мирового уровня.

Для акустических пианино и роялей важнейшим элементом конструкции является резонансная дека. От того, из какого материала она изготовлена, какую форму и толщину имеет, напрямую зависит диффузный тембр музыкального инструмента. Желая приблизить цифровое фортепиано к акустическому, фирма KAWAI применила настоящую деревянную резонансную деку во флагманской модели цифрового фортепиано KAWAI CA99

Выбираем фортепиано - резонансная дека

Рис.3. Резонансная дека в цифровом фортепиано KAWAI CA99

Эта дека имеет систему встроенных широкополосных и высокочастотных динамиков, которые распределяют звуковую энергию по поверхности деки таким же образом, как это происходит а акустических фортепиано.

Для придания еще большей выразительности и натуралистичности звучанию цифрового фортепиано, современные модели обладают рядом дополнительных технических возможностей по тонкой настройке звучания.

Например, современное цифровое фортепиано может воссоздавать характерные шумы, возникающие при игре на акустическом инструменте, такие как:

  • шум демпферной системы рояля (механический шум, возникающий при нажатии правой педали рояля);
  • струнный резонанс (резонанс струн, возникающий при отходе всех демпферов от струн и шум, возникающий при возвращении демпферов на струны).

Звучанию цифрового фортепиано можно придать еще большую выразительность, добавив эффекты реверберации большого или камерного концертного зала или небольшой студии.

В заключение отметим некоторые дополнительные преимущества, которые могут сыграть ключевую роль при выборе фортепиано, цифрового или акустического:

  • цифровое фортепиано имеет относительно небольшие габариты и вес, оно не занимает много места и легко транспортируется;
  • современный дизайн и большой выбор вариантов отделки: инструмент легко впишется в любой современный интерьер или даже станет его центром;
  • цифровое фортепиано не требует настройки и регулировки, нечувствительно к перепадам температур и влажности.
  • интересные функции и дополнительные тембры позволяют сохранить интерес и мотивацию учащихся при обучении игре на фортепиано;
  • возможность регулировать громкость звучания или заниматься музицированием в наушниках не мешая окружающим или соседям.

Интернет-магазин Intermuzika рекомендует своим клиентам следующие модели цифровых фортепиано с учетом функциональных задач

  1. Цифровое фортепиано для начинающих пианистов, для обучения: Kawai KDP70, Kawai KDP110, Roland RP102, Roland F140;
  2. Для начинающих исполнителей и учащихся для выступления в концертах: Kawai ES110, Roland FP10, Roland FP30;
  3. Цифровое фортепиано среднего уровня для домашнего музицирования: Kawai CN29, Kawai CN39, Roland HP702;
  4. Цифровое фортепиано среднего уровня для выступления в концертах: Kawai MP7SE, Roland FP60;
  5. Цифровое фортепиано профессионального уровня для концертирующего пианиста-профессионала: Kawai CA48, Kawai CA79, Kawai CA99, Roland HP704;
  6. Цифровое и стейдж фортепиано для профессиональных выступлений на концертах: Kawai MP11SE, Roland FP90.

Автор - Алексей Павлов