Сегодня разбираем звучание новейшего цифрового фортепиано от Roland. Модель F701, которая появилась в этом году и пришла на смену популярной модели F140, привлекает внимание элегантностью, компактностью, отличным дизайном и качеством отделки. В модели сосредоточены все новейшие разработки и достижения Roland в производстве цифровых фортепиано. Новейший процессор с огромным вычислительным ресурсом и отлично зарекомендовавшая себя, проверенная временем клавиатура PHA4 Standard объединены в этом замечательном инструменте. Можно бесконечно долго перечислять технические характеристики и функциональные возможности этого цифрового фортепиано, но поскольку это именно цифровое фортепиано, нас в первую очередь интересует характер его звучания при воспроизведении основного тембра – концертного рояля.

               

    На первый взгляд может показаться, что звучание Roland F701 как будто бы сухое, сдержанное. Но при более серьезном, вдумчивом прослушивании начинаешь понимать – это концепция, философия построения звукового образа. И начинает казаться, что где-то мы такой звук уже слышали, слышали, но подзабыли. Да, такой звуковой почерк был характерен для лучших аудиозаписей классического академического рояля золотой эры стерео звучания, стерео звукозаписи. Ведь звучание цифрового фортепиано – это, как не крути, воспроизведение звуков, предварительно записанных, прошедших процессы цифрового моделирования и воспроизведенных звукоусилительным трактом и акустической системой. Ощущение несколько сухого и сдержанного, но при этом насыщенного звучания ни что иное, как неуклонное следование фирмы Roland лучшим традициям и опыту звукорежиссеров поколения 70-80х годов ХХ Столетия. А ведь для звукозаписи/звуковоспроизведения именно эта эпоха стала эпохой творческих поисков, совершенствования звукозаписывающего/звуковоспроизводящих трактов, внедрения цифровой звукозаписи и воспроизведения фонограмм. Именно эти годы стали своеобразным «звездным часом» для звукорежиссеров-классиков. Звукорежиссеров, обладающих колоссальными техническими знаниями, навыками. Звукорежиссеров, превративших сухую теорию цифр и физику процессов в процесс творческий. Процесс творческий, но всегда подчиненный  научному опыту, строго следующий технической обоснованности в построении микрофонного поля при стерео звукозаписи. А это практически всегда схема «XY», дающая тот самый узнаваемый и характерный сухой звук с превосходной артикуляцией и тембровым разрешением при звукозаписи классического фортепиано при очень умеренной роли реверберационных процессов в помещении звукозаписи. Как и в области музыкального, литературного, художественного искусств, каждая эпоха дарила мировому наследию выдающихся личностей, так и в области классической звукорежиссуры в ту самую «золотую» эпоху прославились многие выдающиеся звукорежиссеры. В этом отношении, на наш взгляд, лучшие работы создали немецкие звукорежиссеры, такие как, например Günter Hermanns или Klaus Hiemann. Эти выдающиеся звукорежиссеры работали и «творили» на старейшей и авторитетнейшей в индустрии звукозаписи классической музыки студии звукозаписи Deutsche Grammophon.

     Вот этот самый характерный "тембр золотой эпохи" и воспроизводит наше замечательное цифровое фортепиано Roland F701! Почему же в начале этой статьи мы сказали, что такие слуховые впечатления уже основательно подзабыты? В современной индустрии классической звукозаписи система «XY» практически не применяется. Звукорежиссеры, как правило, используют систему «AB», дающую более широкую стерео панораму и несколько преувеличенную роль реверберационной составляющей помещения звукозаписи. Такой звуковой портрет акустического рояля иногда дает неплохой вкусовой результат, но все же назвать такую фонограмму профессиональной получается с весьма большими оговорками. На общей индустриальной волне, такой звуковой почерк применяют и многие производители недорогих цифровых фортепиано, желая сделать звучание своих инструментов более эффектным, панорамным. Зачастую за этим скрывается желание производителя замаскировать некоторые огрехи цифровой обработки звучания своих цифровых фортепиано или недостаточный вычислительный ресурс встроенного процессора. Кроме того, при таком построении стерео панорамы при одновременном звучании большого количества звуков (сложные аккорды или пассажи, использование демпферной педали в произведениях романтического склада, например Ф. Шопена), звучание утрачивает прозрачность и дифференциацию. Звучание сливается в «звуковую кашу». Фирма Roland, как признанный лидер в сфере создания цифровых фортепиано, не желает идти на компромисс. Сознательно выбирая философию построения звукового пространства как «XY», демонстрирует прецизионную работу алгоритмов цифрового моделирования в своих продуктах. Любые неточности работы звукового процессора, все его огрехи или недостаточный вычислительный ресурс в этом случае были бы видны как на ладони. Но их просто нет. И в этом есть «сила Бренда»! Звучание основного тембра рояля и всех остальных тембров поразительно чистое, прозрачное, очень собранное, артикулированное и при этом невероятно богатое по тембровому составу. При этом нет даже намека на утрату прозрачности звукового образа при одновременном звучании большого количества звуков. Данная философия едина для всей линейки обновленных в этом году моделей цифровых фортепиано фирмы: Roland FP30X, Roland FP60X, Roland FP90X, Roland RP701 и, конечно же, для нашего сегодняшнего гостя - замечательного во всех отношениях Roland F701!

Автор - Алексей Павлов