фото Цифрові фортепіано в системі сучасної професійної музичної освіти

 

Научно-технический прогресс не стоит на месте, и цифровые фортепиано заняли уверенные позиции на рынке клавишных музыкальных инструментов. Сегодня рынок цифровых фортепиано охватывает самые разнообразные категории потребителей: музыкальные школы академического и эстрадно-джазового направления, творческие кружки, вокальные и театральные студии, высшие художественные учебные заведения, религиозные организации. Вместе с тем относительно демократичная цена цифровых фортепиано сделала их доступными самому широкому кругу любителей музыки, музыкантов, учеников и студентов. Остановимся подробно на некоторых неоспоримых преимуществах цифрового фортепиано перед традиционным акустическим для домашнего музицирования и обучения.

 

 

Темперация

Итак, цифровое фортепиано не требует настройки. И если в домашнем музицировании данное свойство цифрового фортепиано является не более чем удобным и приятным дополнением. То вот когда речь заходит о систематических процессах обучения ребенка музыкальной грамоты, развития слуха и навыков сольфеджирования. А также интонирования при игре на струнно-смычковых и некоторых духовых музыкальных инструментах, в вокальной школе, указанная особенность цифрового фортепиано приобретает решающую роль. Развитие профессионального слуха музыканта предусматривает приобретение в процессе обучения звуковысотной памяти и комплекса связанных с ним строй-тональных ощущений. Гармоничная и мелодичная память формируется в течение многих лет системных занятий хоровым и сольным пением, сольфеджио.

 

 

Чистота строя музыкального инструмента, который установлен в классе сольфеджио, хорового или сольного пения имеет в этом решающую роль. Корректное развитие мелодичного, гармоничного, звуковысотного и ладового слуха невозможно без системного накопления соответствующих слуховых впечатлений, которые ученик получает прослушивая лады, интервалы, аккорды, мелодии, сыгранные на фортепиано, когда потом учится воспроизводить эти элементы с помощью голосового аппарата. Чистое интонирование голосом предусматривает развитие координации между слуховой памятью и голосовым аппаратом. Возможно чистое интонирование учеником ладов, интервалов, аккордов, если они звучат не чисто на ненастроенного фортепиано и в таком виде остаются в слуховой памяти ученика? Однозначно - нет.

 

фото Цифрові фортепіано в системі сучасної професійної музичної освіти

 

То же касается навыков интонирования при игре на струнно-смычковых (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и духовых инструментах (например, на тромбоне). Чистое интонирование при игре на данной категории музыкальных инструментов зависит от внутреннего представления исполнителя об относительной высоте звучания той или иной ноты. Строй-тональные притяжения внутри исполняемой мелодии или в гармоничных последовательностях, а эти представления формируются как при занятиях непосредственно на музыкальном инструменте (постановка игрового аппарата, навыки процесса извлечения звука), так и при занятиях сольфеджирования, хоровым и сольным пением и игрой на музыкальном инструменте с фиксированной звуковысотой. То есть на фортепиано. Все вышеперечисленное в полной мере касается и развития навыков чистого интонирования в классах сольного и хорового пения.

 

 

Решающую роль в формировании навыков чистого интонирования в классах струнно-смычковых инструментов, хорового и сольного пения, духовых инструментов играет и чистота строя музыкального инструмента, который используется для аккомпанемента. Обычно таким инструментом и является фортепиано. Если в вокальной школе процесс интонирования предусматривает формирование координации между слуховой памятью (слуховыми впечатлениями) и голосовым аппаратом, то при игре на струнно-смычковых инструментах - между слуховой памятью и игровым аппаратом. При игре на духовых инструментах между слуховой памятью и дыхательным аппаратом.

Слух человека имеет свойство приспосабливаться к определенным отклонениям в чистоте строя музыкального инструмента. И если в течение длительного времени музыкант слышит не совсем настроенный музыкальный инструмент, то со временем ощущение неточности звуковысотного строя исчезает, и строй начинает восприниматься как нормальное, человек перестает это замечать, ощущение относительной звуковысотности, ладовых тяготений притупляются. Поэтому, чистота строя музыкального инструмента, который систематически используется в процессе обучения, следует уделять первоочередное внимание, а это не всегда возможно по разным причинам. При использовании цифрового фортепиано данный вопрос снимается как таковое.

 

фото Цифрові фортепіано

 

Клавиатура

Отдельно следует остановиться на том, что неотъемлемым свойством первых цифровых фортепиано были неестественные ощущения при взаимодействии пальцев исполнителя с клавишным механизмом. Такой стереотип прочно закрепился в представлении о цифровом фортепиано среди преподавателей (особенно старшего поколения) музыкальных школ, училищ, высших художественных учебных заведений. Считалось, что клавиатура цифрового фортепиано не формирует у ученика необходимые для профессиональной игры умения и навыки. Таким образом, делался вывод о том, что цифровое фортепиано не может заменить акустическое в длительном процессе обучения ребенка игре на этом музыкальном инструменте, а подходит только для домашнего музицирования и выступлений в концертах эстрадно-джазового направления. Именно на решение данной проблематики были направлены все усилия фирм производителей цифровых фортепиано за последние годы. Результатом этой работы стало появление клавишного механизма для цифрового фортепиано, который в полной мере имитирует ощущения от прикосновения и игры на клавиатуре акустического фортепиано и реагирует на все приемы игры на фортепиано, штрихи исполнения, имитирует механические процессы, которые происходят в клавишном механизме акустического фортепиано при игре.

 

 

Так, компания Kawai разработала клавишный механизм Millenium III Hibrid Action, который является точной копией клавишного механизма акустического рояля Sigeru Kawai SK-EX с той разницей, что молоточек при игре не касается струн, которых в цифровом фортепиано просто нет. В акустическом фортепиано качество изготовления молоточка и обработка его ударной поверхности играют решающую роль в формировании тембра звука музыкального инструмента. Поскольку в цифровом фортепиано сам молоточек не принимает участия в процессе звукообразования, в механизме Millenium III Hibrid Action головка молоточка заменена с древесно-фетровой на формируемую с углеродного волокна. Для сравнения, на рис. 1 приведены фото клавишного механизма Millenium III Action для акустического рояля (рис.1 - а), и механизм Millenium III Hibrid Action (рис.1 - б), который используется во флагманском цифровом фортепиано Kawai Novus NV10:

 

                                                                  а)                                                                                                                        б)

Рис 1. Клавишный механизм Kawai Millenium III Action для акустического рояля (а) механизм Kawai Millenium III Hibrid Action для цифрового фортепиано Novus NV10 (б)

 

Такой же принцип построения механизма клавиатуры используется и во флагманском цифровом фортепиано Kawai Novus NV5 (рис.2). С той лишь разницей, что в данном случае ориентирования молоточков является вертикальным, как в акустическом пианино, ведь модель Kawai Novus NV5 позиционируется фирмой и выглядит как пианино, а модель Kawai Novus NV10 - как цифровой рояль, так и ориентирования молоточков и всей конструкции механизма является горизонтальным, как в акустическом рояле.

 

                                                                   а)                                                                                                                                  б)

Рис 2. Клавишный механизм Kawai Millenium III Action для акустического пианино (а) механизм Kawai Millenium III Hibrid Action для цифрового пианино Novus NV5 (б)

 

Отдельно следует обратить внимание на беспрекословно перспективную систему оптических сенсоров, которые используются в механизме Millenium III Hibrid Action вместо традиционных механических. Оптические сенсоры реагируют на мельчайшие нюансы прикосновения исполнителя клавиш, что позволяет добывать звучание с недостижимым для механических сенсоров разнообразием динамических градаций, оттенков, штрихов, тембровых красок.

В более доступных ценовых категориях фирма Kawai использует клавишный механизм собственной разработки Grand Feel II и Grand Feel Compact. Именно в этом инструменте клавиша также изготавливается из цельного куска древесины и имеет длину, приближенную к таковой в клавишных механизмах акустических роялей (Grand Feel II) и пианино (Grand Feel Compact), рис. 3:

 

Рис. 3. Клавишный механизм Grand Feel II цифровых фортепиано Kawai серии CA

 

Тембровые краски

В цифровых фортепиано основной акцент в звучании делается именно на воспроизведение тембра натурального акустического фортепиано. Поэтому дополнительных тембров в цифровом фортепиано относительно не много. Далеко не каждый из нас хоть раз в жизни имел возможность прикоснуться к клавиатуре акустического рояля Steinway & Sons или Shigeru Kawai, почувствовать красоту тембра этих легендарных музыкальных инструментов. Современные технологии звукозаписи и звуковоспроизведения каждой ноты акустического рояля в цифровом фортепиано позволяют нам не выходя из дома наслаждаться и чувствовать в полной мере непревзойденную красоту и неповторимость тембровых красок этих легендарных музыкальных инструментов. Отметим, что фирма Kawai для своих цифровых фортепиано использует высококачественные сэмплы. Они записанные с особой тщательностью из собственных флагманских моделей роялей, как Shigeru Kawai SK-EX, SK5, EX Concert Grand.

Красивый, насыщенный обертонами настоящего концертного рояля, звук цифрового фортепиано, приятные на ощупь механические свойства клавиатуры. И главное способность для ученика легко варьировать тембр звука в зависимости от характера выполняемой пьесы (данное свойство на современном эволюционном уровне развития технического совершенства клавиатуры цифрового фортепиано становится наиболее значимым приобретением) дополнительно мотивируют ребенка продолжать учебу, поддерживают интерес к музицированию. По мнению одного из профессиональных пианистов количество динамических, штриховых, колористических градаций в современном цифровом фортепиано Kawai среднего ценового диапазона «однозначно не меньше чем в высококачественного акустического пианино, и однозначно больше, чем в акустических пианино средней степени качества».

 

 

Что касается дополнительных тембров, которые воспроизводятся на цифровом фортепиано (электропианино, орган Хамонда, клавесин), то они могут дать ученику не только представление о соответствующих музыкальных инструментах и особенности игры на них, но и расширить его творческие поиски в воплощении различных музыкальных и колористических образов в звучании. Отдельно отметим интересный фирменный комплексный тембр New Age Pad, который использует в своих цифровых фортепиано компании Kawai.

Некоторые пьесы, в том числе те, которые часто используется в педагогическом репертуаре детских музыкальных школах и школ искусств, выполненные с использованием данного тембра (например «Маленькие прелюдии и фуги» Баха), приобретают отличных от традиционных, необычных смысловых и тембровых особенностей. В данном тембре особую выразительность приобретают фортепианные транскрипции музыкальных тем из мультфильмов и художественных фильмов.

Дополнительно укажем на те, полезные для домашнего применения (в том числе в процессе обучения ребенка) свойства цифрового фортепиано, как возможность регулировать общую громкость звучания и возможность заниматься музицированием в наушниках не мешая другим жителям и соседям.